История Цейлонского чая

Считается, что чай был открыт в 2737 г. до Рождества Христова вторым императором Китая Шэнь-Нуном (Shen Nung), известным под именем «Божественный Целитель». Первоначально чай использовался в качестве лекарства, а во время правления династии Тан его стали почитать как вкусный и бодрящий напиток.

Основные даты в развитии чайной культуры

350 г. - в хронике Китая было впервые описано чаепитие.

805 г. - буддистский монах Сайхо (Saicho) привез из Китая в Японию первые семена чайного дерева.

1206–1368 гг. - период правления династии Янь (Yuan). В этот период Китай завоевали Чингисхан и Кублайхан, которые более чем на столетие установили в Китае власть монгольских династий. Чай стал ежедневным напитком, после чего он уже никогда больше не смог восстановить свой прежний высокий статус. Во времена пребывания Марко Поло в Китае его никто даже не познакомил с чаепитием. 

1422–1502 гг. - дзен-буддистский монах Мурата Суко (Murata Shuko), посвятивший свою жизнь чаю, создал известную японскую церемонию чаепития. Церемония называется Cha No Yu, что означает «горячая вода для чая».


История цейлонского чая

Во время голландской колонизации (1656 — 1796 гг.) на о. Цейлон начали выращивать корицу. Позднее, в британский период, на выращивание корицы была объявлена монополия Ост-Индской компании. Экономический спад 1830-х годов в Британии сделал содержание коричных плантаций невыгодным, поэтому от них решили отказаться. Основной культурой, выращиваемой на Цейлоне, стал кофе. Благодаря росту спроса на кофе и его высокой стоимости на рынке Европы уже к 40-м годам XIX века производство кофе достигло значительного расцвета. К сожалению, в 70-80-х годах XIX века неизвестная тогда инфекция уничтожила кофейные плантации Цейлона.

Выращивание чая в британский колониальный период

Одним из первых плантаторов, начавших выращивать чай на Цейлоне, был Джеймс Тейлор. Он организовал первые поставки чая в Англию в 1891 году. Первая партия была продана по цене 25 фунтов стерлингов и 10 шиллингов за фунт. За год до этого крупный британский предприниматель Томас Липтон заинтересовался цейлонской чайной промышленностью и, отправившись туда в самом начале её развития, скупил по низкой цене ряд плантаций для того, чтобы иметь возможность поставлять чай в свои магазины напрямую и экономить на услугах посредников. В результате чай обходился ему дешевле, и он смог конкурировать с магазинами, продающими чай из других регионов. Липтон провел масштабную рекламную кампанию своего чая и продавал его по очень низкой цене. Это позволило ему в короткие сроки занять большую нишу на рынке чая. Позднее Липтон распространил торговлю чаем и на Соединённые Штаты. Огромные рекламные щиты долгое время возвышались над складами Липтона в нью-йоркском порту.

Если в 1875 году площадь чайных плантаций острова составляла 1 тыс. акров, то к 1895 году они занимали уже 300 тыс. акров и продолжали расширяться.

На сегодняшний день производство чая является одной из ключевых отраслей ланкийской экономики. Экспорт чая оценивается в 15 % от всего экспорта страны.